С июля 2021 года налоговые инспекции бесплатно выпускают квалицированную электронную подпись (КЭП) для руководителей организаций (за исключением кредитных и бюджетных) и индивидуальных предпринимателей. Оформляя сертификат, налоговики обязательно рассказывают о правилах информационной безопасности и необходимости сберечь конфиденциальность КЭП.
Поскольку использование электронной подписи, в том числе полученной обычными гражданами в коммерческих удостоверяющих центрах, постоянно расширяется, ИФНС России по г. Архангельску напоминает о том, как обеспечить безопасность при использовании КЭП.
Каждый владелец КЭП должен знать, что пользоваться своей электронной подписью может только он. Использование КЭП другими лицами – то же самое, что подделка подписи на бумажном документе, поскольку заверение электронной подписью законодательство приравнивает к собственноручному подписанию. Следовательно, если ключевой носитель (токен) станет доступен посторонним, то её владелец подвергается серьёзному риску.
Например, от его имени и без его ведома могут быть заключены сделки или передано имущество, оформлен кредит, подписаны иные документы, в том числе связанные с государственной регистрацией юридического лица. На имя владельца КЭП может быть оформлена фирма-однодневка, и тем самым он окажется вовлечён в преступную деятельность.
Обеспечить конфиденциальность электронной подписи поможет соблюдение нескольких простых правил хранения и использования ключевого носителя:
– никому его не передавайте, в том числе своим сотрудникам;
– храните носитель в сейфе или иным образом, исключающим свободный к нему;
– не оставляйте его постоянно подключённым к компьютеру;
– никому не сообщайте пароль к носителю.
Если носитель потерян, украден или вы опасаетесь, что он побывал в чужих руках, то следует сообщить об этом в удостоверяющий центр, который её выпустил, и в налоговую инспекцию.Электронная подпись будет заблокирована, а вместо неё выпущена новая.
Полезно знать, что информация о выпущенных на ваше имя сертификатах электронной подписи, в том числе недействующих, хранится в Личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг (раздел «Электронная подпись» в профиле пользователя).